Статья Гейдара Джамаля под названием :»Православный имперский дискурс в России становится доминантным».
Статья — отчет о вчерашнем круглом столе на тему: «Россия — многонациональное государство».
Гейдар описывает свою позицию как противоположную позиции Максима Шевченко.
«Точка зрения Максима Шевченко, как я его понял, заключалась в том, что надо переводить этнические религиозные моменты в сферу частной жизни, а политическая нация должна быть унитарной. Федерация должна давать возможность для расцвета культурных самоидентификаций при выковывании единой политической нации, типа американцы или французы.
Но большинство присутствующих склонялось к тому, что это нереально, потому что француз или американец — это политические этносы, которые имеют под собой некий общий глобальный проект. И в этом смысле можно сказать, что «современный американец» — это такой же бренд, как в недавнее время — «советский», то есть, это принадлежность к некоему интернациональному проекту. Сегодня государственная принадлежность к Российской Федерации, не означает причастности к какому бы ни было проекту, и в результате все сводится к отождествлению с титульной нацией, тем самым, сохраняя все нынешние противоречия. «
Проект, предложенный Джамалем:
«В моем проекте федерация рассматривается как площадка для расцвета самоидентификации. Я считаю, что в сегодняшних условиях этническая и конфессиональная идентичность — это политическая характеристика. То есть, аварская общность или кабардинская общность — это такая же политическая характеристика, как раньше, допустим, была советская общность.
По моему мнению, советский народ распался не на архаические этносы, которые кроме племенного содержания, фольклорного, ничего другого не имеют, а он распался на политические этносы. И эти этносы находятся в конкурентной борьбе с централистской тенденцией власти. Это напряжение необходимо снять, то есть признать политический статус за идентификациями, а Россию признать родиной и домом, открытым для всех народов, проживающих на ее территории. «
Нельзя не согласиться с Джамалем в том, что :
«Не секрет, что сегодня православный имперский дискурс становится все более и более доминантным. На каждом шагу приходится слышать из достаточно авторитетных источников, что Россия является православным государством, оптимальная форма политического существования которого — это монархия, православная церковь — это выражение глубинной самоидентификации титульной нации и так далее.»
а также в том, что 20% населения России — мусульмане, практически находящиеся в состоянии войны с «титульной нацией», поэтому давление на ту же педаль, вызовет не умиротворение и одухотворение, как считают некоторые, озабоченные падением духовности русского народа граждане, а вполне закономерно приведет к увеличению противостояния, к распаду и, возможно, реальной гражданской войне.
Правда, если принять предложение Джамаля, то получившие политический статус «идентификации», немедленно потребуют отделения и ни фига не захотят признавать за Россией родину или там дом. Если же опять та же титульная нация начнет не соглашаться, после выдачи мандата на политическую идентификацию, то в скоре обнаружит себя окруженной многочисленными Чечнями.
Придумать бы какой нибудь интернациональный проект..
Европейский проект, про который уже несколько раз писал Вербицкий, все более и более дрейфующий к позднесоветскому бюрократизму, может оказаться действительно самым перспективным.