кто такой революционер?

Замечательный hvil@npj о революции и революционере.

Этическая проблема революционера — это, конечно, в конечном счете проблема богоборца. Ибо революционер, если он восстает против мира, берет на себя функцию Бога — судить мир — и таким образом неизбежно приходит к конфликту с теорией божественного присутствия в мире.

Если есть Бог, революционер не нужен.

Не случайно, что всякая революция в христианских обществах начиналась с разрушения Церкви: если она благославляет нас жить как рабы, то справедливости в ней нет, а потому будем сами как боги, устанавливающие справедливость.

При этом состаявшаяся революция немедленно осознает себя как мессианское движение.

Интуитивно мне кажется, что Россия не считает существующий порядок божественным.

Советский порядок ощущался как божественный, хотя и ужасный. Похожий на слепой античный рок. Нечто вечное, несокрушимое.

Так мне, по крайней мере в детстве казалось.

Революционер в этом случае представлялся благородной экзистенциальной тростинкой, заранее обреченной на поражение.

Постперестроечная реальность опытным путем доказала, что что революции — это выгодное деловое мероприятие. Отсюда же самые успешные люди — политтехнологи и бандиты ( бандиты, впрочем, успешнее).

Интернет предоставил возможность не только опробовать многочисленные параллельные социальные сценарии, но и «проживать» внутри приглянувшихся.

Революционер будущего, как альтернатива революционному менеджеру, больше походит на музыканта, с хорошо развитым «социальным слухом», который способен улавливать и реализовывать наиболее гармоничные социальные сценарии.