Cнова о Фаланстере

Фаланстер был действительно чудесным местом.
@@
«Боря Куприянов, человек, знающий все обо всех книгах на пять лет вперед и назад, сказал историческую фразу: «Мы создадим магазин-коммуну!» Что и было сделано. Судите сами: в «Фаланстере» принципиально никогда не было должностей, зарплат и начальников: каждый коммунар получал свой процент прибыли, исходя из отработанных трудодней, и являлся совладельцем. На первых порах этот процент частенько равнялся полному нулю. Все решения принимались консенсусом, а если согласия не получалось, меньшинство не должно было подчиняться большинству. Эта творческая анархия исправно работала и быстро добилась успехов и известности, справляясь и с арендой, и с конкуренцией. Нигде в Москве, насколько я знаю, нет ни больших, ни малых начинаний, организованных подобным образом. Отчуждения от труда в таком режиме не возникает, а ионизированный свободой воздух не заменишь ничем.»
» Ассортимент «Фаланстера» устраивал и взыскательного гуманитария, и просто модного тусовщика. От Жижека и Проппа до Пелевина и Стогоffа. Цены ниже, чем в больших магазинах. Редкие издания для любителей русского авангарда. Несколько исламских и античных полок. Малотиражный экстрим и рукодельная контркультура выделены отдельно. Кроме книг-газет-журналов тут можно было приобресть палестинский платок и майку с автографом Лимонова. Эксклюзивная экзотика: видео с кубинскими клипами про Че Гевару и всяких новомодных сапатистов, компакты с do it-музыкой и песней «замучен тяжелой неволей» на языке идиш. Через всю Москву ездили, т.к. нигде, кроме как там, нельзя было взять подборку психоделического журнала «НАШ» или видеоархив движения ЗаИБИ (За Анонимное и Бесплатное Искусство).»
» За книгами или просто пообщаться сюда ходили очень разные люди, от Петра Вайля до Константина Эрнста, от Олега Шишкина и Володи Епифанцева до издателя Саши Иванова, от психоаналитика Вадима Руднева до Сергея Гандлевского, от Виктора Мизиано до Виса Виталиса из группы «Сиксти Найн». Где еще, как не в сей автономной зоне, можно было наблюдать живое общение муллы, скинхеда, авангардного поэта и звезды рэпа?»
«Не все надежды, впрочем, оправдались. Планировалось, например, если проект продержится хотя бы год, отыскать повсюду активистов для создания сети аналогичных книжных коммун и связаться с олигархами, сочувствующими революции и готовыми оказать стартовую помощь. Оказалось, что, во-первых, нет таких активистов (несмотря на все призывы перенимать опыт, ни одного «Фаланстера» нигде более не возникло), а во-вторых, нет таких олигархов. Все, кто в нынешней России хотел бы жить при реальном коммунизме или помогать кому-то так жить, уместились по одному адресу в Большом Козихинском переулке. Пока московская погода позволяет, торговля там идет на улице. Много книг уцелело благодаря эстетской привычке коммунаров хранить их в ящиках из-под гранатометов.»
Интересно, что коммунары собирались развиваться как сеть, создавая клоны-узлы.
Идеология нпж-узлов вполне могла бы сработать…
Если бы они начали действовать в интернете, то все могло бы получиться.
Может быть они и начнут?
Офф-лайновая активность значительно сложнее, затратнее и уязвимее.
Интернет-магазин-клуб может поддерживаться одим единственным человеком.