25.09.2006

Вот это и нужно учить в художественных вузах!

Про неизвестного художника, искусство, мастерство и смыслы.



АКСИОМЫ


зАиБи


творчество - одна из первичных потребностей человека


творчество необходимо человеку для нормальной жизни


первичный творческий импульс (ПТИ) приходит так же неизбежно


как чувство голода, сон


поэтому


творчество - самодостаточный процесс


не подразумевающий иного результата


кроме утоления творческого голода


кроме реализации ПТИ


творчество - процесс


не нуждающийся в каких-либо особых причинах и условиях


всё необходимое для творчества присуще каждому человеку


от рождения


каждый - художник


даже если он этого не знает


творчество отдельного человека не может быть полезно кому-нибудь


кроме него самого


как не даст сытости вид чужого застолья


что такое творчество?


творчество это свободная игра имеющихся навыков и способностей


предполагающая их совершенствование и развитие


или проще:


творчество это то


что человек делает от души и с интересом


творчество это процесс


его нет до


его нет после


до - материал


и творчество свободно от него


потому что пока есть материал


творчества ещё нет


поэтому материал может быть любым


а может его и совсем не быть


в конце - результат


и творчество свободно от него


потому что когда появляется результат


творчества уже нет


поэтому результат может быть любым


или совсем не быть


результат невозможен ещё и потому


что творчество самодостаточно


а значит бесцельно


творчество это то


что происходит на пути материала к результату


анонимное и бесплатное искусство


это всё творческое в мире


оттягиваться за деньги - наивная утопия


хорошо бы


конечно


но так не бывает


это знает каждая проститутка


у заказчика много способов превратить любую способность в обязанность


но нет способа оплатить то


что вы хотите и можете


просто таких денег ещё не придумали ведь всё


что делаешь с удовольствием


стараешься растянуть подольше


желательно на всю жизнь


а на продажу всё делается как можно быстрее и проще


иначе - не выгодно


а на вид и не отличишь


и хоть ты десять жизней положи - цена будет та же


зачем же тогда вообще заниматься АиБи


не лучше ли всю жизнь посвятить производительному оплачиваемому труду


это никак невозможно


потому что человек - существо творческое


его творческие способности и потребности


не могут быть подавлены или отключены


если их блокировать в т. н. художественных формах


типа


музыка


живопись


...


они будут жить в любых других


как то:


кулинария


рыбалка


мордобой


...


кто-то возразит


какое же это творчество


это серые будни


а с нашей кочки зрения


любое шевеление можно считать творчеством


если оно от души и с интересом


а любое изящное искусство может быть обыденщиной и рутиной


если делается с тоской и по необходимости


в самом по себе искусстве


ничего душевного и интересного


т. е. творческого


может и не быть


потому что само по себе


искусство


это


умелое использование имеющихся навыков с какой либо целью


а это можно делать по-разному


можно матом ругаться


как народный артист


т. е. творчески


а можно на скрипке играть


(даже неплохо)


как дух портянки дедушке стирает


сама по себе принадлежность к т. н. творческой профессии


не означает причастности к творчеству


и работа


и отдых


и вообще каждое мгновение существования


может быть творчеством


и может быть искусством


а если в существовании нет ни творчества


ни искусства


это обыдёнщина


творчество - интересный процесс


искусство - хороший результат


обыдёнщина это скучно и бесполезно


есть один поясняющий термин


обстояние


обстояние это свободное и бесконфликтное пребывание в обстоятельствах


выход из подчинения им


уравнение с ними в правах


когда человек обстоит


для него не существует никаких обстоятельств


он сам обстоятельство


такое же как и всё остальное


но он и этого не чувствует


всё


что человек делает в состоянии обстояния


будь то рыбная ловля или выбор галстука


уличный флирт или смотрение в телевизор


заибистика называет


анонимное и бесплатное искусство


хотя на самом деле всё это очень безыскусно


что особенно ценно


а почему же именно анонимное и бесплатное


а потому что в жизни общественного животного есть два соображения


больше других омрачающих его обстояние


это


что обо мне подумают


и


что я за это получу


ничего не подумают


ничего не получишь


ни хорошего


ни плохого


если ты анонимен и бесплатен


можешь обстоять


строго говоря


Аиби это и есть обстояние и его следы в мире


в минуты обстояния каждый человек становится художником


неизвестным художником


самым неизвестным художником


потому что даже ему самому это неизвестно


все - неизвестные художники


и художники


и сантехники


и капитаны дальнего плаванья


и это хорошо


заибист тоже неизвестный художник


но понимает это и культивирует в себе и дррругих


Let it зАиБи



Share to Facebook
12:38   МЕТКИ:



Комментарии

  1. avatar iz_kustov_ved says:

    Лирика.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      А что тут лиричного, если не секрет?
      по-моему так, сплошная практика.
      Вот я лично, убила годы и годы на то, чтобы мое
      “творчество было результативно”
      чтобы мое
      “творчество имели и причины, и условия”
      ну и так далее…
      особенно рекомендую вот эту фразочку:
      “творчество отдельного человека не может быть полезно кому-нибудь

      кроме него самого

      как не даст сытости вид чужого застолья”
      истинная правда.
      а, меж тем художники как раз и пытаются нас всех убедить, что они такие необыкновенные и значимые, им нужно дать возможность творить и тогда они нас всех облагодетельствуют.

      1. avatar iz_kustov_ved says:

        Лирика – потому что это изящная словесность. Учить так писать в Литинституте – можно. А в месте, где учат изобразительному искусству – решительно незачем. Потому что это не руководство к действию, а набор фраз. Иногда – по делу, иногда – гон. Классический пример Вы сами и процитировали –
        “творчество отдельного человека не может быть полезно кому-нибудь

        кроме него самого

        как не даст сытости вид чужого застолья”

        типичный гон, потому что подмена понятий. Творчество – не застолье, а готовка. Сытость дают результаты готовки. Пользу дают – результаты творческого процесса. Вообще – сосредоточенность на процессе, как на чём-то самоценном ИМХО – ошибка во всех случаях кроме одного – жизни как процесса.

        Поэтому склонен считать это стихами.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        ::Поэтому склонен считать это стихами.

        это такие стихи , которые нужно повторять как мантру.
        регулярно.
        очень полезная в практической жизни приспособа

      3. avatar iz_kustov_ved says:

        :))))))))
        Ну, пожалуй что так :)

      4. avatar iz_kustov_ved says:

        Вдогонку – поскребя в затылке. Вспомните “Россию-2″. Единственный (опять же – ИМХО) качественный художественный с позволения сказать артефакт – их буклет. Хорошие тексты, умные мысли. И ни одного близкого по качеству исполнения и качеству мысли предмета в экспозиции. Этот литературоцентризм наших актуальных авторов и “Аксиомы” зАиБИ – не тенденция часом? Когда хорошая литература поддержана качественным предметом визуального искусства6 как у Элиассона например, это одно. Но когда есть только текст – это две большие разницы, а? Я не касаюсь уличного театра в исполнении ДСПА – я не в теме. Но визуальное у нас что-то в виде текста последнее время. А текст не может быть чересчур интернационален – в силу специфики такой штуки, как язык. Если вспомнить Ваше интервью с Гройсом и его замечание об интернациональности языка визуального искусства – вот иллюстрация к его же рассуждению о невстроенности в мировой контекст наших авторов. Умный человек.

      5. avatar nikadubrovsky says:

        Знаете, про Антонена Арто хорошо сказано, что 20 век колективно болел шизофренией, а он лично болел паранойей.
        Поэтому его посадили в лечебницу и долго пытали.
        То, что литературное и вербальное привалирует, ничего с этим не поделаешь.
        вот, например, африканская культура- другая.
        (не в смысле, что хуже. а именно – другая).
        С другой стороны, массовая культура невероятно имиджевая. Там и слов то почти нет, только картинки.
        Баланс.

      6. avatar iz_kustov_ved says:

        Эх… Так то оно – так, но мне по причинам личного свойства обидно за картинки…

      7. avatar nikadubrovsky says:

        так ну для картинок выдуманы другие жизненные обстоятельства.
        Например, американский комикс, где картинки и слова слились в экстазе.
        Реклама, опять же, рождает странные мутации имиджа и вербальности.
        Все это перетекает в современное искусство, а оттуда обратно в моду, язык.
        Вот я детским американским поэтом сейчас занимаюсь – Доктором Сьюзом .
        Он тоже замечательный образец экстатического слияния образа и слова.

      8. avatar iz_kustov_ved says:

        Утешили :)))))

  2. avatar ne_goya says:

    “от рождения

    каждый – художник”

    Это – злостная и крайне вредная иллюзия, отрыжка демократизации общества.:)))

    1. avatar nikadubrovsky says:

      вот-вот, профессиональным художникам крайне важна категория “божественного дарования, таланта”, а профессиональным политикам – институты представительской власти, а профессиональным тюремщикам – кандалы.
      Иначе, мир, в котором они живут, потеряет какой-либо смысл…

      1. avatar ne_goya says:

        Смелое сравнение.))) Но не совсем корректное. Дело не в таланте. Он есть у значительно большего кол-ва людей, чем существует художников. Нужна творческая потенция, а это нечто другое, чем талант.
        Тюремщиком и политиком может любой стать. Был бы шанс дан! :)

      2. avatar iz_kustov_ved says:

        А вот тут Вы не совсем правы. Про политиков не скажу, а тюремщиком – точно не любой (немного представляю себе эту публику, бабушка жены учила несовершеннолетних преступников в Икше русскому и литературе).

      3. avatar ne_goya says:

        Да, Вы правы, наверно не все. Но большинство – уж точно. Если обстоятельства кому позволят, а кого заставят.

Оставить комментарий

(required)

(required)