25.12.2006

Новогоднее.

Беня с Ноэлем купили елку в горшке, чтобы она жила вечно.


Это потому, что они - любители природы. Правда, елку никто не поливает, так что все равно помрет.


Погода у нас весенняя: солнышко, тепло и весело. Следующую зиму собираемся загорать.Зато летом, в квартирах, где нет кондиционеров, ожидается повышенная смертность.


Сегодня мы с Беней посетили новогодний спектакль по мотивам "A Christams Carol". Маленький театрик на границе Ист и Вест Виллиджа содержит 90 летняя бабуся - Эдит О'Хара. Он существует уже 35 лет. Первая часть спектакля, когда бабуся сидела в фойе и упоенно рассказывала нам с Беней историю театра и свою биографию, была гораздо любопытнее, чем вторая.


Бабушка приехала из Айдахо, где она родилась и выросла на какой-то богом забытой ферме по переработке леса. У них не было ни электричества, ни туалета в доме. Она не знала о существовании театра лет до 10-15. Переехав в город, она выучилась в институте, а в 70-тых оказалась в Нью Йорк. В тогда еще бедном и богемном Виллидже ей удалось открыть свой театрик. Я не успела прочитать, что именно она делала все 35 лет своей карьеры (были ли там какие-то творческие успехи), но сейчас ее театральные достижения, на мой неискушенный взгляд, довольно плачевны. Дети ее, правда, стали бродвейскими звездами.


За прослушанную нами трогательную историю о том, как 90-летняя бабуля каждое утро в 10 часов спускается с верхнего этажа своего 3-ех этажного дома, чтобы открыть дверь актерам, нам пришлось просмотреть часовое непристойное новогоднее шоу. Хуже школьных постановок. Дом у театра пытаются выкупить, снести и построить на его месте многоэтажный многоквартирный дом, в котором поселятся банкиры и юристы.


Зачем миру столько банкиров и юристов, никто не знает?


Я не читала Christmas Carol, поэтому не могу сравнить с оригиналом. В спектакле речь шла о том, как финансисту скряге, который не жертвовал на сирот и не повышал зарплату своему работнику, решили преподать урок 4 призрака. Должна заметить, что весь спектакль, я сочувствовала бедолаге и нашептывала Бени: "глядь-ка, ну может и ничего? может он и отобьется?"


Первым был, вымазанный в густой белой краске и закованный в цепи, бывший компаньон жадного бухгалтера.


Он по-дружески рассказал приятелю, что ему не сладко приходится в аду и посоветовал поскорее завязать со скупидомничеством, а "то хуже будет". При этом друган страшно завывал и заявил, что пошлет еще 3-ух призраков в догонку. Вторым призраком, была развеселая барышня в кросовках и белом халате, из школьных постановок моего детства. Она увещевала главного героя, показывая ему со стороны "какое счастье он упустил. О, если бы только он был хорошим!". Любителю счетоводства показали его прекрасную невесту, которая сначала его бросила, а потом и померла, и все от того, что он не проводил с ней достаточно времени. Третье привидение играла невероятной красоты сексуальная негритянка с идеальной фигурой, облаченная в длинное красное платье с блестками. Она показала нашему герою старадания простого народа. Страдания были представлены плохо одетыми детьми, которые жаловались на жизнь. Пережив третье привиденье, герой уже окончательно понял, что дело - кранты и пора каяться. Он начал переодически всхлипывать и сообщать, что хотел бы вернуться назад во времени и все поправить. Последним привиденьем было что-то страшное (очень понравилось Бене), что должно было изображать смерть. Смерть открыла люк посредине жухлой, плохо оформленной сцены, и оттуда немедленно повалил зеленый дым (спец эффекты, блин!). Это был катарсис! " Не хочу!" заорал главный герой и немедленно стал хорошим.


В зале погас свет, а когда он зажегся, гнусный клерк превратился в развеселого старикана в чудесной шубе и цилиндре. Старикан сыпал деньгами направо и налево, рассылал подарки, скупал игрушечные магазины и со всеми дружил. Шоу закончилось исполнением очередной рождественской песенки.


Все были в восторге.


Потом на сцену вскараблась побитого вида женщина, которую придерживала статная 90-летняя хозяйка театра.


Женщина еще раз поведала загробным голосом про заведущие руки инвестора, который хочет разрушить оазис культуры в нашем бездуховном мире и предложила всем присутсвующим скинуться на оплату расходов на адвоката. Надо заметить, что посетителей, которые купили билеты, кроме нас с Беней, было не так уж много. Первые два ряда занимали черные детишки и их мамы, которые, скорее всего, получили билеты бесплатно. Они весь спектакль шумно разговаривали, кушали конфеты и шуршали бумажками.


Женщина-просительница неожиданно заявила, что она и есть автор этой пьесы, что никто и не знал, что она писательница и ее искусство "лежало в шкафу" (прямой перевод с английского). "Если бы не этот очаг культуры, я никогда не стала бы драматургом"- закончила она свою скорбную речь.


Мне захотелось посоветовать ей переодется привидением, а также напустить зеленого дыму, во время финальной части ее фондрайзинговой (как говорят на плохом русском) речи.


Теперь я поняла, что этот театр - на самом деле специальная секта, состоящая из драматургов, сидящих в шкафу, а потом практикующих регулярные фондрайзинговые спектакли, с целью собрать под искусство деньжат, напугав зрителей загробными страданиями.


Беня, однако, остался вполне доволен просмотром. Он пропустил мимо ушей, все, кроме завываний привидения и зеленого дыма. Всю дорогу домой он рассказывал, как в домашнем спектакле он сыграет и за привиденье, и за плохого дядю, и за больных детей, а также" все голоса".


Интересно, хорошее искусство появляется в Нью Йорке именно из-за того, что тут есть множество плохого. Любой выходец с лесоповала, может в подвале собственного дома завести театрик и найти желающих его посещать, покупать билеты и играть в нем (думаю на общественных началах).


Если такого рода активности будет достаточно много, то, с большой долей вероятности, появится и очень странные мутации.


В ситуации же, когда "истина" определена и структурирована, когда провинциалам и недоумкам не дают разглагольствоваться, умирают и возможные ростки живого и настоящего.



Share to Facebook
3:24   МЕТКИ:



Комментарии

  1. avatar shaherezada says:

    В Англии на Рождество от Крисмас Кэрол не знаешь, куда деваться. Его показывают по всем телеканалам, в виде драматического спектакля, мьюзикла, мультика и балета. Кукольные фигуры Скруджа и всех остальных действующих лиц ежегодно выставляются в витринах магазина Селфриджи, они подвижны и там всегда стоят толпы народу.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      интересно, что сказочка одновременно антикапиталистическая и экстримиски религиозная.
      Хорошим нужно быть, потому что иначе будешь вечность поджариваться на медленном огне и ходить в цепях, а быть хорошим, значит не соответсвовать, как раз той протестанской модели скупидома и работоголика, которую навязывает капиталлистическое общество.
      Как же эта сказка стала майнстримом?

      1. avatar picas_so says:

        а вы бы все же прочитали исходный тест… он хороший) и призраков там три, а не четыре – прошлого, настоящего и будущего. на самом деле, просто о том, что человеком нужно быть, и ничего там такого антикапит. и экстр. религ. нет)

      2. avatar picas_so says:

        текст, описАлась)

      3. avatar picas_so says:

        точнее, там так: одно привидение (бывший сослуживец по конторе), и три духа рождества (вот те самые, которые п.,н. и б.)

      4. avatar nikadubrovsky says:

        и загробного мира нет?
        и хорошим человеком нужно не из страха становиться?
        театральная постановка напоминала своей наивностью рассказы о средневековом деревенском театре.
        Если бы спектакль был еще кукольный!
        А как с этим материалом обойдется высокая литература, сложно даже представить.
        Пойду почитаю исходный текст.

      5. avatar picas_so says:

        но все же не случайно ведь именно этот текст лег в основу такого современного феномена, как рождественская история (и в литературе, и в кино). потому что, в конечном итоге, все рождественскте комедии и мелодрамы, и трилогия “Один дома”, и т.п. – все из него произошли… и нету у Диккенса педалирования этого страха перед загробным миром. там страх перед умиранием души, скорее. а еще утверждение того, что рождественское чудо есть, и злой под его влиянием может сделаться добрым, жадный – щедрым, больной – здоровым, одинокий найдет себе компанию ну и т.д. а еще очень хорошие есть мультфильмы по этой книжке, только лучше английские)

      6. avatar nikadubrovsky says:

        а дайте , пожалуйста, ссылку, если есть на какой-нибудь английский рождественских мультик.
        Я, кстати, не смотрела этих рождественных фильмов-мультфильмов и книжек таких не читала.
        Я даже первый раз прослушала почти весь набор рождественских песенок в этом спектакле. Удивилась какое количество там референций на Израиль, на евреев.
        Умирание души – это отличная тема. В грубых народных постановках, всегда появляется доля условности, которая может быть хороша (средневековье) или плоха, как в том спектакле,Который мы посмотрели.

      7. avatar picas_so says:

        ну, я не знаю, что есть в сети, мне вот понравился, во-первых, такой вот проект (у меня он на видеокассете):
        Charles Dickens – Christmas Carol/ An Anglia Television production @ MCMXCVIII. выпущено Liserlight video

        это такое чтение в ролях текста на фоне меняющихся картинок – иллюстраций к “Рождественской истории” Джона Уорсли. никакой свойственной нынешним мультам слащавости, персонажи отличные, ну и вообще.

        затем, у нас по белорусскому ТВ как раз утром Рождества показали мульт. вот его данные (он тоже, естественно, на кассетах есть):

        http://www.amazon.com/Christmas-Carol-Animated-Version/dp/6305107645

        и более новый (хотя проигрывает предыдущему очень сильно):

        http://www.amazon.com/Christmas-Carol-Movie-Simon-Callow/dp/B0000AM6I1

        есть и игровые, тоже хорошие. я видела производства BBC, старый, годов наверное семидесятых.

        а что касается современных литературных вариаций рожд. истории (не обязательно точное следование сюжету именно диккенсовской истории, но обязательно соблюдение ключевых мотивов), то мне вот понравился роман англ. писательницы Фэй Уэлдон “Сердца и судьбы” (1988):

        http://redmood.com/weldon/hearts.html

        еще типичный пример жанра – рассказ Дженет Уинтерсон (тоже англ. писательница), публиковался в прошлом году в “Гардиан”, и у нее на сайте есть:

        http://www.jeanettewinterson.com/pages/content/index.asp?PageID=371

        на самом деле, таких произведений просто тьма, но я вот так навскидку больше пока ничего вспомнить не могу))

        з.ы. а вот еще, но вы, наверное, про этот мульт и без меня знаете. он хорош и к Хэллоуину, и к Рождеству – Тима Бартона “Кошмар перед Рождеством”

      8. avatar nikadubrovsky says:

        ого! спасибо за такой подробный ответ.
        буду теперь штудировать рождественнские мультики.
        Любопытно, что человек с советским детством напрямую связан с этой культурой, но совсем иначе. Никаких загробных миров, индивидуальных откровений.

      9. avatar picas_so says:

        ай, детство было не такое уж и советское, как выяснилось спустя… ))

      10. avatar shaherezada says:

        Ничего удивительного. Это же моральная притча. В Библии таких пруд пруди. А как Франциск Ассизский стал любимым святым всего католического мира? Отказ от богатства в пользу бедных – один из самых осевых христианских топосов. Диккенс, между прочим, был радикально антикапиталистичен. Особенно клерков не любил, Сквере Пипл

      11. avatar nikadubrovsky says:

        есть, долждно быть, какие-то очень правильные тексты, описывающие отношения между общепринятыми нормами поведения (Англия – родина капитализма, клерки- важнейшая и уважаемая часть населения) и общепринятые культурные ценности, например, Диккенс.
        Я их, к сожалению, не читала.
        Ничего не посоветуете?

      12. avatar shaherezada says:

        Конкретно что из Диккенса?
        Диккенс необъятен, но он прекрасен. Я по простоте душевной больше всего на свете люблю его неокнченный детектив “Тайна Эдвина Друда”. Есть даже об-во Друдистов, которые ломают голову над тем, как же великий мастер хотел завершить свой супер-детектив. Он собирался переплюнуть Уилки Коллинза с его бестселлерами “Женщина в белом” и “Лунный камень”. Кстати, отношение к бурж. лицемерию даже в этом романе торчком. Достаётся деспотичным филантропам, святошам, клеркам – всем сестрам по серьгам. Текст должен быть в сети. На русском. Вместе с двумя классическими статьями, где делаются попытки разгадать финал

        А про капитализм и его моральные механизмы? “Большие надежды”. “Крошка Доррит”. “Давид Копперфильд” (не путать с кино и тем более с мьюзиклом!)

      13. avatar nikadubrovsky says:

        спасибо.
        я сейчас попробую купить на английском и прочитать сама и послать Дане читать.
        Я как раз думала, какую бы ей книжку на английском заслать.
        “Тайна Эдвина Друда”, кажется, как раз то, что нужно.

      14. avatar shaherezada says:

        Эх, хоть бы ей понравилось!

      15. avatar picas_so says:

        да, вот “Большие надежды” – это вообще… и даже безотносительно капитализма и моральных механизмов… а просто… ай вот даже где описывается постановка “Гамлета”… этож убицца от смеха)))

      16. avatar shaherezada says:

        НИКА! Вот оно: http://www.lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d27.txt
        Тайна Эдвина Друда, и статьи тоже. Гуггл дает первым пунктом

        Считается, между прочим, одним из первых произведений, где наркотики тематизируются

  2. avatar letny says:

    мило.

Оставить комментарий

(required)

(required)