19.01.2007

“Manderlay” Ларса Фон Триера.


Старуха-Хозяйка защищает поместье от Грэйс.



Фильм Manderlay Ларса Фон Триера во всех отношениях поучителен.


Во-первых, это правильный и жесткий ответ на все политкорректные речи про черных-белых-униженных и оскорбленных, а также на горячие попытки юных марксистов спасти угнетенный рабочий класс.


Действие, как и в первом фильме трилогии "Догвилле", происходит в условном пространстве, стилизованном одновременно и под театр, и под старинные гангстерские фильмы. Персонажи кажутся куклами, которых переставляет в условных декорациях Некто Самый Главный.


В неком заброшенном южном хлопковом поместье появляется главная героиня - дочь всевластного гангстера. По началу нам кажется, что именно Гангстер-отец и есть - Некто Самый Главный.


Проезжая мимо поместья, Грейс видит, как белые плантаторы бьют кнутом привязанного к решетке негра-раба, хотя официально рабство отменено 70 лет назад.


Девушка немедленно вступается за беднягу и берется во чтобы то ни стало восстановить справедливость.


Для этого она остается в поместье вместе с несколькими, выданными Папой-гангстером, хорошо вооруженными подручными.


На ее глазах умирает Хозяйка поместья. Грейс естественным образом занимает ее место в условном пространстве Мanderlay.


Эта вторая причина, по которой нужно неприменно смотреть Manderlay. Он выстроен безупречно. Я давно не видела такого совершенного произведения искусства. Все сюжетные линии подхватываются и развиваются, все неясности разрешаются, все недомолвки проясняются.


История Manderlay - это история наших общественных отношений, история борьбы за власть и справедливость. Справедливости как оказывается нет, потому что власть, принадлежит не угнетателям, а угнетенным.


Триер говорит о своем проекте так: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить»


Умирая, Хозяйка передает Грэйс Книгу, умоляя ее сжечь. Это книга - библия Manderlay. Грейс ни на минуту не сомневалась, что она написана злобными хозяевами-эксплуататорами.


В тексте Книги, как в пьесе, были расписаны роли каждого раба. Согласно их ролям, им выдавалось то или иное пропитание, они делали ту или иную работу.


Вмешательство в этот отлаженный механизм Грэйс привело к смертям и ужасам.


Она, как и прошлом фильме трелогии "Догвиле", приходит в мир, чтобы спасти его и облегчить страдания людей, пусть и ценой собственных невзгод. Грейс приходится голодать, есть землю, тяжело работать, сносить грубое обращение и даже убивать.


Она верит в то, что освобожденные рабы смогут стать свободными. Проходя то, что называется "путь познания", она постепенно осознает, что не правильно прочитала Книгу. Она перепутала персонажей, она приняла Негра-усладителя, за Гордого-Негра (не потому ли, что для нее это и было усладой?). Однако главным ее открытием стало авторство Книги. Оказывается ее написали не белые Хозяива, а черные рабы.


Они объявили Грэйс, что их мир прекрасен и гармоничен, а за воротами поместья - беспорядок и раздор, а единственное, чего им не хватало - это Хозяйки.


Рабы твердо и мрачно объявили Грэйс, что не выпустят ее за пределы поместья. Таким образом, история вернулась к началу. Теперь Грэйс стала рабом.


Все повторилось: на правах раба они избивает того же самого негра, которого она собиралась спасать.


Ее отец-гангстер смотрит на нее понимающе посмеиваясь: "Гармония в мире восстановлена, теперь понятно, кто Хозяин". Глупец! Он не понимает, что его дочь в заключении.


Тут то и выясняется, что Некто Самый Главный, это не ее папа, не она сама, не старуха-хозяйка, и, конечно, не жалкие рабы, которые ищут себе Хозяина.


Некто Самый Главный - это Книга. Та самая Книга, которую умирая, умоляля сжечь старуха-Хозяйка.


Любящего Бога нет, потому что он не возможен. Потому что мир, который работает как хорошо отлаженные часы в нем не нуждается.


Рабы разрешили Грэйс победакурить целый год в поместье. Разрешили ей "освободить их" (кто она такая, чтобы "освобождать"?), разрешили ей допустить все те, ошибки, которые допускает не сведующий в сельском хозяйстве человек, и которые привели и бедам, голоду и смертям. Грэйс нарушила Закон Книги и приказала срубить Рощу Старой Дамы, защищавшую хлопковое поле от ветров.


Ветры практически полностью уничтожили урожай, маленькая девочка заболела от пыльной бури и умерла.


Старая тетка, воровавшая еду у маленькой девочки во время болезни, была приговорена "демократическим большинством" к смерти и Грэйс пришлось ее пристрелить.


Законы Книги были неумолимы, безжалостны и совершенны. Спаситель, который пришел в этот мир в очередной раз ничего, кроме горя и разрушения не принес.


Понимая, что она осталась на едине с Книгой, Грэйс в ужасе убегает.


Замечательные фотографии во время заключительных титров: Мартен Лютер Кинг, сцены линча, бедные "освобожденные" негры, спящие в картонных коробках.



Share to Facebook
13:27   МЕТКИ:



Комментарии

  1. avatar Anonymous says:

    Вот и вы тоже. Кому вы морочите голову?
    Стоит мне воспротивиться унижению, как тут же начинают прыгать марионетки, пытающиеся сделать вид, что они снова случайно вдохновились на литературные подвиги каким-то таким тоже нечаянным способом подающие меня не как живого человека с которым все предельно ясно, а как некий туманный и коварный объект искусства.

    Дорогая, вы живете в штатах. Как вам перспектива разговаривать уже не со мной, а с судом? А ведь рано или поздно это случится. Это все не игрушки. Слышали, тут недавно дядьку осудили на приличный срок за прослушивание телефонов *бывшей герлфренд*? Слышали, что спамера осудили на 101 год за спам и сбор личной информации? Я не говорю “как вам не стыдно”, было бы глупо, но вот, скажем, вы считаете, что ваш риск достойно оплачивается? Сомневаюсь.

  2. avatar shaherezada says:

    Надо смотреть! Однозначно. Когда же всё смотреть, всё читать, всё писать и со всеми встречаться?

  3. avatar poor_ju says:

    ника! а пошли это нашему мише! ведь отличный текст о фимльме. а фильм уже вышел в рашке? он везде вышел? а кто ее играет? не кидман?

    1. avatar nikadubrovsky says:

      спасибо, я рада, что тебе понравился текст. Фильм завораживающий. Я о нем постоянно думаю, хотя другие фильмы Ларса Фон Триера меня так не задевали.
      Я только думаю, что любому переодическому изданию нужны “информационные поводы”, а фильм в России вышел давно. У него был прокат,но не такой чтобы очень успешный. Теперь его могут взять посмотреть на двд киноманы, как и другую классику.
      Это, скорее к музею кино Холодова, чем к актуальной газете.
      Хотя, я видела, что Миша печатал материалы о поэзии, не привязанные ни к чему конкретному. Просто тексты.

  4. avatar poor_ju says:

    пошла по сылке и уже есть ответы на часть вопросов. но насчект росиии так и не поняла.

  5. avatar cdissident says:

    Гегельянец он, этот Триер, диалектика Господина и Раба, то-сё…Дальше-то что? Смириться с несправедливостью, потому что только все сделаешь хуже? Дурной фатализм.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      он не говорит про смириться.
      Если стараться выковырять практический совет из этого фильма, то он – нужно быть несчастным.
      Или “количество познания преумножает количество печали” — как там точно?
      Грейс же не смирилась, если бы она смирилась, то она бы либо осталась в поместье, как прошлая хозяйка, либо сожгла бы книгу.
      Грейс убежала. Она пыталась искать другое место, другой штат, где будет иначе.
      И потом замечательные фотографии во вреся титров и песнь Дэвида Боу” Молодая Америка” – это , как не стыдно это сказать, катарсис.
      То есть, Грейс все еще бежит, в поисках бога и свободы.
      Которой нет, потому что есть Книга.

Оставить комментарий

(required)

(required)