Мудрое

Замечательный текст .

Общие потери капитализации мирового фондового рынка составили уже больше тридцати триллионов долларов. Такую цифру довольно сложно представить. Попробуем визуализировать ее на примере обычных вещей. Итак:

Тридцать триллионов долларов это около 130 миллионов средних домов в США (или московских хрущевок).

Это один миллиард пятьсот миллионов автомобилей среднего класса. На пятьдесят процентов больше, чем общее количество автомобилей в мире.

Это ВВП Украины за 300 лет.

Это более 1 253 000 тонн золота. Если такое количество золота погрузить в двадцатитонные грузовики, колонна машин протянется на тысячу километров. За всю историю человечества было добыто в семь с половиной раз меньше драгоценного желтого металла.

Это по 17 тонн пшеницы на каждого жителя Земли.

Это в 14 раз больше, чем США потратили на все стратегические вооружения за все время холодной войны.

Это около 25 лет жизни для беднейших 50% населения Земли.

Если взять эту сумму в пачках стодолларовых купюр — по десять тысяч в пачке — и выложить цепочкой, хватит одиннадцать раз обернуть вокруг экватора.

Откуда могли в мире взяться такие деньги? Ниоткуда. Их просто нарисовали.

Креативные финансы — любимое хобби всего цивилизованного мира в последние годы. Вопреки распространенному заблуждению, печатание денег отнюдь не самый выгодный бизнес — надо тратиться на бумагу, оборудование, рабочую силу. Гораздо проще нарисовать сумму в балансе.

К имеющемуся в наличии реальному активу привязывается ценная бумага. К ценной бумаге — производная ценная бумага. Доллар превращается в три.

К этим трем долларам берется еще кредит в тридцать долларов. На кредит покупаются другие бумаги. Пока они растут в цене, прибыль колоссальна — ведь реально в игре всего один настоящий доллар, а работают — тридцать три.

Когда на рынке стремление покупать становится меньше, чем желание продать, ситуация быстро развивается в обратном направлении. Реальный доллар вместе с полученной прибылью исчезает за секунду. Остаются долги.

Компании не в состоянии рассчитываться друг с другом. Доверие исчезает с рынка. Инвесторы держатся за наличные — если они еще остались. Покупают только самое необходимое. Спрос падает, рынок сужается. Прибыли падают, персонал попадает на улицы, потребительский рынок корчится в судорогах.

Тридцать триллионов. Даже если за этой суммой реально стоял один триллион, эффект поразительный. Финансовые художники превзошли по эффективности и Пикассо и Дали. Остается лишь надеяться, что финансовый абстракционизм и сюрреализм не перерастут в кровавый хаос в реальной жизни.

Александр Стругов, специально для «ПіК України»