02.08.2009

Художники. Кто такие?

Неделю назад забрела на групповую выставку современных художников "среднеевропейского уровня"

(так Миша Гробман обозначал планку, к которой нужно стремиться российским художникам-иммигрантам).

Зрелище более, чем печальное.

Хотя выставка проходила не в коммерческой галерее, а в арт-центре (общественном пространстве, созданном для горожан),

стороннему наблюдателю было совершенно не понятно, зачем собственно здесь все собрались?

Среди зрителей преобладали художники, члены их семей и заинтересованные лица (разнообразные арт-администраторы).

Тема выставки - "границы".

Ничего более абстрактного и бессмысленного выдумать невозможно.

Что-то с чем-то граничит, а художники все это исследуют, обозначают, показывают и,

возможно (sic!) даже раздвигают и расширяют.

Сами виновники торжества сиротливо переминались с ноги на ногу рядом со своими работами.

Выуживали взглядом посетителей по полезнее

и пытались им что-нибудь про свое творчество растолковать.

Художникам жить очень тяжело. Нужно постоянно доказывать,

что твоя деятельность имеет хоть какой-то смысл.

В институтах художников учат нескольким вещам:

могут начать муштровать на тему "как рисовать портрет маслянными лиссировками до бличка в глазу",

могут какой-то более полезной профессии обучить (керамика, резьба по дереву),

а могут и запустить изучать курс философии или истории искусств.

Последнее, на мой взгляд, самое полезное, но встречается редко. В приемлемых формах (без зубрежки

и насилия) встречается только в бутиковых западных вузах.

Дана в таком сейчас учится.

Что представляют из себя молодые люди, решившие стать художниками? Куда им бедным податься?

В рамках существующей институции им приходиться толкаться за место в галерее, выставочном зале,

каталоге, за гранты и деньги коллекционеров.

Товарищи-художники для них - потенциальные конкуренты. Бесконечные рейтинги, сводки продаж,

табели о рангах

как у спортсменов - все это рутина жизни профессионального художника.

Вся система полностью повторяет корпоративную модель управления производством,

только благодаря мифу о "Вечном и Прекрасном", мир искусства- это еще и

идеальное место для спекуляций.

Несмотря на жесткую конкурентную борьбу, художники все-таки осознают себя как единый класс.

В него входят мастеровые (разные веб-дизайнеры и другие прикладники), элита -

обслуживающая большой капитал, многочисленные неформалы,

армия клерков и педагогов, смазывающая колесики всей этой машине.

В разные времена класс художников-поэтов пополнялся за счет представителей разных социальных классов.

В начале прошлого века, туда шли в основном разночинцы.

Сегодняшние западные художники - это результат деиндустриализации запада.

Теперь китайцы вкалывают на фабриках, а представители среднего класса золотого миллиарда

бросились рисовать картины, мастерить инсталляции и размышлять о прекрасном.

Само по себе это не плохо. Плохо то, что эти художники как класс невероятно реакционны.

Они ведь ни в коей мере не считают себя отпущенными на свободу из фабричного ада,

благодаря новому витку колониализма или развитию технологий.

Они считают себя избранными профессионалами, которые трудятся не покладая рук,

чтобы осчастливить человечество собственным видением прекрасного.

Если заговорить с западным художником "среднеевропейского уровня" (в том числе и российским) о социальной

ответственности, реакция буде скука или раздражение. Да и некогда им: система так устроена, что чтобы продавать,

получать гранты и участвовать (То есть выживать) нужно очень быстро, не останавливаясь, крутить педали.

Отвечая на вопросы о кризисе, социолог чикагского университета Георгий Дерлугьян, сказал:

Во времена Великой депрессии финансовый крах вынудил инвестировать в рабочие места. А сейчас проблема в том, что эти рабочие места нельзя восстановить - они все в Китае.

Можно создать только очень дешевые рабочие места: людям предоставят пособия, чтобы они сохранили свои трудовые навыки. Но если нужда в них на рынке отпала, надо запускать программы переподготовки. Но по каким специальностям? Что будет востребовано завтра?

Никакой ясности в этом вопросе нет. Поэтому могут по­явиться социальные программы, направленные на то, чтобы люди совсем не работали. Конечно, это не означает, что они будут бить баклуши: им предложат, скажем, заниматься озеленением городов.

Вот именно: заниматься озеленением городов и демонтажем неоколониальной модели - вот что должны делать художники!

Кстати, я знакома только в тремя группам художников, которые используют искусство в социальных целях, а не пользуются социальными целями ради производства искусства: Рев. Билли, Yes man и ДСПА.

Кто-нибудь знает других?

Share to Facebook
1:21   МЕТКИ:, ,



Комментарии

  1. avatar n_voice says:

    Ника, ну все-таки, социальная ответственность не отменяет для художника необходимости крутить педали?
    А люди искусством занимаются, потому что потребность есть?
    Или я чего-то не понимаю?

    1. avatar nikadubrovsky says:

      все правильно.
      только педали можно крутить на месте или ехать в каком-нибудь направлении.
      Я как раз про направление поездки.

  2. avatar d_front says:

    конечно, надо создавать новый соцарт.. только живые социальные арт акции всегда будут интересны… главное, что б не только самим художнегам..
    только в детской теме сколько можно напридумать..)
    а город – это ж живой огромный выставочный зал…
    но ведь оне скажут…а кто заплатит за праздник… и будут и правы и не..

    1. avatar nikadubrovsky says:

      присоединяйтесь к детской теме
      kulrymurly.org
      там нужно идти в проекты и создавать свой.

      если согласиться с тем, что вранье про музейное бессмертие художника, действительно вранье,
      если умудриться убедить в этом целый класс “художников”,
      то останется только придумать такой проект “озеленения улиц”, который сумел вовлечь бы миллионы.
      И будет новая арт-революция.
      Музеи будут сожжены (или пущены на строительный материал по извлечению ДНК http://www.openspace.ru/art/names/details/3326/), а
      граждане займутся славными подвигами во славу полисов.
      Как это и было задумано древними греками.
      А не производством спекулятивных фантиков для перепродажи друг другу, как это сейчас получается.

  3. avatar art_curator says:

    много похожего в описании арт тусовки – могу представить какая это была тоскливая выставка.
    правда за рейтингами продаж возможно следит 1 процент из тех, кто считает себя художниками.
    сужу по Швеции – тут почти никто не может жить на продажи работ. Даже кто в рейтинг попал, а это единицы.
    Все или учат молодых, или сайты делают. Столяров еще много и циклевщиков полов.
    Вообще в художники часто идут люди без арт таланта. Просто такой способ время провести и получить сеансы арт терапии. Арт школ слишком много, и в них учатся те, кому бы не нужно этого делать. Там их пичкают этой современной философией, критических соц мышлением и потом народ плохие работы про “границы” делает. что нибудь концептуальное, на принтере распечатанное, тоскливое как искусство и мало интересное, так как политические философы или социологи уже десять лет назад написали хорошую книжку по проблеме.
    А потом начинается у такого художника кризис не признанности и финансовые проблемы.
    Единственное чему хорошо учат в местной академии художеств – это комплексу исключительности и гениальности. Который потом тоже страшно не дает жить счастливо и делать работы.

    А что такое “бутиковые” арт школы?

    про китайцев нам тут профессор по политологии объяснял – это обычные страхи на Западе что Китай крадет работу (во Франции, что Китай крадет, а в Швеции – понаехали тут). Так он по этому поводу толкнул речь о том, что можно know how двигать, новые технологии. Менеджмент улучшать. Прекрасный пример – икея. Дел найдется, если не впадать в уныние. И кажется нас по крайней мере убедил.

    а вот общего смысла поста я не поняла. что вы именно хотите сказать? прошу прощения, что переспрашиваю, там много разных аргументов – не поняла какой сделать вывод.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      Пост о том, кто такие художники.
      На мой взгляд, художниками должны быть все. Сегодняшний арт-мир – это очень печальная вариация в рамках уродливой неолиберальной системы: с табелем о рангах, с задумчивыми отсылами к псевдо избранности и прочее.

      Вот здесь (второе видео с верху)
      http://www.openspace.ru/art/names/details/3326/
      Гройс говорит, что работы в музеях, в будущем пригодятся для физического восстановление тех умерших художников (“днк же какой-нибудь найдется в сохраненной моче анди урхола”)
      Смешно, но, не могу не согласиться.
      Вот вам и бессмертие!

      1. avatar art_curator says:

        так с интернетом и так все художники – и арт критики. на выставки же народ мало ходит. как вы пишете сами художники и их родственники только. если это не мега шоу – развлечение.
        Например как раньше пионеры фотографии в 19 веке снимали и теперь в музее висят, так теперь подобными фото весь интернет забит.
        проблема не быть художником, а найти зрителей. чтобы это было кому-то нужно. и даже выставка в музее еще не гарантирует зрителя. какой-нибудь ролик в youtube – может собрать гораздо большую аудиторию.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        вы ошибаетесь, конечно.
        Арт-мир существует как мощная институция и финансовая, и, прежде всего, идеологическая.
        И не такая уж безобидная. Хотя, мы сейчас увидим, как она будет распадаться.

      3. avatar art_curator says:

        да, вы конечно правы :)

    2. avatar nikadubrovsky says:

      бутиковые школы – это, например, Бардколледж и прочие клоны. Они все маленькие, для богатых детишек или счастливчиках на грантах, не предполагают получение специальности, позволяют комфортабельно “думать и гулять”.

      Про китай ваш профессор заливает (или я что-то не понимаю). Было бы интересно послушать в чем он вас убедил.
      Чтобы развивать менеджмент или двигать know how (то бишь авторские права), нужен сильный полицейский режим. Иначе кто же будет слушаться-то? Китайце же тоже не дураки за 100 долларов в месяц работать в жутких условиях и посылать результаты своего труда за тридевядь земель в обмен на менеджмент и патенты.
      Продолжение такого сотрудничества вполне может закончиться войной.

      1. avatar art_curator says:

        да Барт колледж не такой уж элитарный. Я сужу по кураторской программе, на которую я подавала. И не только подавала, а и поступила. Причем у меня еще не было за спиной кураторского CV. Один магистерский диплом про Людвиг музеи. И никаких связей вообще в арт среде – ни друзей, ни родителей. Сам Барт колледж просит прислать бумажку, где ты пишешь о доходах семьи. Доходы у нас тогда были скромными и мне Барт колледж автоматически дал стипендию, покрывающую стоимость обучения.
        Можно было бы ехать, единственно денег у меня тогда даже на жилье и еду не было – в 2002 году. Не было ничего скоплено, кроме половины компьютера – я на него три года копила. А в Аннандале-он-Хадсон, где расположен Барт колледж даже и подработать то негде. Лес. Так что от поездки пришлось отказаться. Что жаль, потому что там не просто гуляют и думают. Там как раз некоторые студенты жалуются, что теории могло бы быть и больше. А учат делать выставки. И выпусники Барт колледжа, по крайней мере этой кураторской программы, востребованы и легко находят работу.
        Может быть с арт специальностями по другому.

        Зарплаты в Восточных странах производителях растут. Их разница с Европейскими зарплатами сокращается. Когда скажем Испания вступила в Евросоюз, она тоже была бедной и все боялись, что вся работа перетечет туда. Но потом все со временем выравнялось. Главное не Китайцев ругать, а самим что-то предлагать, что скажем китайцы еще делать не могут. Например идея ИКЕИ – гениальна. Зачем платить китайцам, чтобы они мебель собирали. Можно срезать этот расход и пускай каждый покупатель станет таким китайцем и соберет мебель сам. Все кто покупают мебель икеа как бы работают на икеевской фабрике. ну и в икее вообще все супер продумано.
        можно думать, что если в Китае будут жить хорошо, то в Европе обязательно плохо. А можно думать, что жить будет хорошо везде. Этол вопрос выбора позиции по сути – оптимизм и готовность двигаться вперед или пессимизм, нытье и опускание рук.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        дело в том, что попасть из РОссии (если есть минимальные средства на билет и проживание, что для большинства людей, которые способны заполнить апликайшен, вовсе не минимальные), гораздо проще, чем из Америки или Европы.
        За учебу в Барде моего мужа, его родители заплатили 100 000 долларов. Сейчас это, кажется, еще дороже стоит.
        То есть, это либо случайность, что тебе удалось бесплатно или дешево отучиться или ты гениальный представитель диких народов, располагающий парой тысяч свободных долларов, чтобы поучиться на куратора.

      3. avatar art_curator says:

        да вот тут у нас одна знакомая американка – тоже на куратора поступила в Бард и ей тоже дали какую-то стипендию.
        Вообще всегда можно поступить учиться в Скандинавский ВУЗ, например, где образование пока бесплатное и для иностранцев.

        Иногда люди сами хотят учиться, где нужно много платить, по принципу, это же круто. Хотя образование не хуже можно получить и не в таких мажорных местах.
        Вопрос в том, что бы будешь потом делать с этим образованием. Можно и с Гарвардским дипломом себе дороги в жизни не найти.

        Потом в Америке налоги меньше, и насколько я понимаю твои родители сами ответственны накопить денег на учебу. Или ты сам – берешь в банке кредит. Там какая-то другая логика перераспределения доходов. Нельзя сказать, что в Америке зарплаты меньше, чем в Швеции скажем. Просто шведы платят сразу в виде налогов за образование и медицину, даже если ты в вуз вообще не пойдешь и не болеешь – все равно платишь. А Американцы сами ответственны распорядиться своими деньгами. Купили бы дом поскромнее, скажем, отложили на учебу.

        Гениальным представителем диких народов России меня было сложно назвать. Я тогда была ну самым простым студентом с магистерским дипломом на тему работы музея. Но в этом дипломе ничего гениального не было. Просто девочка написавшая диплом на арт тему.

        А на кого Ваш муж учился в Барде? и как он эти знания использует?

      4. avatar nikadubrovsky says:

        в Барде не учатся на кого-то.
        Это liberal art
        Его тема была “философия музыки”. Так можно сказать. Как использует?
        Записывает диски, играет и поет, читает и слушает.
        Пишет программы. Сначала писал программы о ИИ, теперь – политические.

      5. avatar nikadubrovsky says:

        зарплаты росли до кризиса или все думали, что вот-вот вырастут и страдали-дожидались.
        теперь то вряд ли.
        Я согласна, что нужно стараться, чтобы везде было поровну. В конце концов, в этом наша человеческая обязанность, но пока так не было.
        И не потому, что на западе живут любители наблюдать муки жителей развивающихся стран, а потому что система так устроена.
        Нужно попробовать ее перестроить, пока не поздно.
        В этом главный арт-проект.

      6. avatar art_curator says:

        а в чем смысл называть это артом?
        Над этим и так вроде все работают. Чтобы жить было лучше и лучше.
        Но я думаю, что жители развивающихся стран, постоянно получая помощь, забывают как помочь себе самим. Вокруг помощи растет коррумпированные структуры. Если человеку помочь нельзя пока он сам себе помочь не захочет, за ум не возьмется, то наверное со страной это также.
        В некоторые страны сколько денег не вливай, все разворуют.

        Зарплаты в России по сравнению с 1998 годом конечно сильно выросли. Если сферу культуры не брать. Работникам культуры везде меньше платят. До кризиса зарплата в 500 уе считалась уже не серьезной (в Петербурге). А кризис он и по Западу ударил. По Китаю как раз меньше судя по тому что они Вольво покупают.

      7. avatar nikadubrovsky says:

        Потому что – это прежде всего идеология.
        Вот Вы – получаете второе высшее образование, давно живете в Европе, а тоже считаете, что “постоянно получая помощь, забывают как помочь себе самим.”
        А это – лживая идеологическая байка.

        Их грабили, убивали и продолжают в том же духе.

        Банкиры, инвестирующие в “прогрессивные” произведения Сантьяго Сьерры, заработали денежки, которые ему заплатили, на выдачи кредитов развивающимся странам, в результате которых приватизировали у них… скажем, все источники питьевой воды.
        Должно быть, чтобы накопить на следующую серию работ талантливого молодого художника, им нужно будет приватизировать в какой-нибудь нигерии воздух.

        что касается процветания развивающихся стран, то мы осенью посмотрим, как там дела сложатся.

      8. avatar art_curator says:

        подождем до осени…

        Развивающаяся страна вполне бы могла бы сказать, а пошли вы на… со своей “помощью”. мы будем делать как мы считаем нужным.
        но поскольку страна и те кто ей управляют – разное, то те, кто управляет возможно заинтересован в такой помощи.

        но честно сказать я в политике не очнеь разбираюсь, наверное вы чаще газеты читаете.
        так что настаивать не буду.

        арт-проекты – они всегда предполагают автора – гения, спасителя. что старомодно и по сути даже вредно для реализации идеи. вот художники, которые едут в бедые страны делать там проекты – они приехали, пожили на грант и уехали. сделали себе имя, выставились в музее. а люди где были, там и остались. эта арт деятельность – та же колонзация и эксплуатация, но уже в личных целях.

        В Европе я живу совсем недавно.Конкретно два года. А второе высшее у меня уже получено много лет назад. Сейчас я занимаюсь своим проектом, который выйдет в виде книги.

      9. avatar nikadubrovsky says:

        ну все правильно. Нужно быть очень осторожным. Арт-проект, как средство собственного самоутверждения – и опасно, и ужасно.

        надо нам как-нибудь встретиться, пока мы тоже в Европе живем.

      10. avatar art_curator says:

        прекрасная мысль, с удовольствием. я может быть до Берлина доеду этой осенью. конкретно мне нужно посетить один форумв октябре. Если мне вид на жительства успеют продлить до октября, то надеюсь приехать.

      11. avatar nikadubrovsky says:

        будем ждать

    3. avatar aprelskij says:

      Какой же прекрасный пример икея дает?

      1. avatar art_curator says:

        хороший маркетинг и менеджмент, оригинальная идея в этой области – и предприятие живет и развивается. китайцы не страшны.

      2. avatar nikadubrovsky says:

        участие пользователей – вот что главное.
        и еще форма и содержание – едины. тотальный минимализм реализует идею идеального скандинавского аскетизма, которая как раз полезна для производственной модели – мы поставляем только запчасти.
        Пользователи же с удовольствием работают китайцами и покупают мебель в 5 раз дешевле.

        кстати, а вы знаете, где ikea производит то, что не нужно собирать?
        я вот слышала, что лес они из россии, например, поставляют…
        то есть, у них уже колониальная модель не работает?
        все производится локально, на месте продажи? даже и сами запчасти?

      3. avatar art_curator says:

        специально этот вопрос конечно не изучала. Если смотреть, то пластика много – сделано в Китае, а вот тапки войлочные – из России. Классная вещь, кстати, только их почему-то в Швеции не продают :( Затрата на зарплату – это только часть общих затрат.
        Если судить по фирмам производящим одежду – сейчас производство базируется там, где производятся ткани. Тонкий хлопок – будет из Индии, а льняные вещи теперь часто из Литвы. Только что купила летнее платье американской фирмы – сделано в Литве.

      4. avatar nikadubrovsky says:

        восточная европа – местный китай.
        Но, в целом, направление у IKEA правильное.
        Нужно всю работу переложить на плечи покупателей, которых превратить в соратников.
        а поставлять только технологии производства, причем не за плату, а за клубный взнос или за лицензию.
        Идеально вообще, как в старой версии ЖЖ – добровольные пожертвования.
        зы
        напомню, что при этой системе сбора средств – ЖЖ был 100% прибыльным предприятием.

      5. avatar nikadubrovsky says:

        я думаю, что art_curator имеет ввиду ту часть концепта IKEA, которая называется покупатель- участник.
        Это очень мощная модель. и действительно, по-своему, революционная.
        Гугл на этом построен.
        Ведь он ничего не делает, кроме того, что предоставляет пользователям площадку для самостоятельной работы.
        Гугл-переводчик, скажем, делают сами пользователи, исправляя ошибки программы.
        гугл-поиск постоянно ищет то, что хотят найти, убирает то, что считают оскорбительным и вообще, разнообразно следуют за работой пользователей.
        Из этой же серии википедия и абсолютное большинство user content driven web.
        Мои гидропонические скульптуры основаны на том же принципе – зрители посещают выставку, знакомятся с авторской версией (которая должна быть максимально минималистична, берут инструкцию и отправляются домой строить свою собственную скульптуру).

        Проблема возникает только тогда, когда нужно не мебель собирать или иностранный текст редактировать, а делать например микроэлектронику или машины.
        Этого еще пользователи из запчастей собирать не научились.
        но, возможно, что этот этап уже близок??

  4. avatar aprelskij says:

    Группа “Что делать?”? Хотя они вовлечены во всю эту погоню гранты-выставки-гранты, но соц.проблематика у них звучит, по-моему, четко.

    1. avatar nikadubrovsky says:

      соцпроблематика звучит у определенной части арт-мира, не могут же все абстракции рисовать.
      И есть еще очень хорошее интервью мексиканской художницы, которая делает довольно жуткие выставки, работая как Дж.Бойс с жиром, только она работает с жиром человеческих трупов из морга. Когда ее спрашивают, кто является покупателем-спонсором ее проектов, она отвечает – банки и прочая элита. Когда ее спрашивают, зачем по ее мнению, им это нужно, она отвечает, что это своеобразный способ самооправдания.
      Если ты дозволяешь такую жесткую и жутковатую критику себя, то ты не труп.
      Пока еще не труп. Все в рамках.
      Лучше быть шутом, чем опричником. Но, возможно, есть и другие роли?
      Для художника… Ну, если позволить себе предположить, что это люди молодые, полные сил, талантливые…

  5. avatar Anonymous says:

    http://www.owl.ru/morits/


    Я скучаю осенью по лету,
    На футбольном мачте по балету,
    На катке скучаю по кино,
    А в кино скучаю по хоккею –
    Потому что я скучать умею,
    А для скуки поводов полно.

    Я от скуки чахну, как растенье,
    У меня плохое настроенье
    В пятницу, в субботу, в воскресенье,
    понедельник, вторник и среда
    И четверг относится сюда…

    Наизусть прочту стихотворенье –
    Получается скукотворенье..
    Лопнуло терпенье!…………..

Оставить комментарий

(required)

(required)