Давид Грэбер "Долг: первые 5000 лет" Начало: 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10
… к людям, которые выше или ниже нас в иерархии, свободные и равноправные отношения рационального обмена просто напросто не возможны.
Если профессора экономики, исповедующего теорию "экономического человека" Адама Смитта, приглашает на обед в дорогой ресторан такой же как и он профессор, то, скорее всего, он будет чувствовать, что должен его тоже куда-нибудь пригласить.
Это чувство долга входит в явное противоречие с теорией о том, что мы — свободные личности вступаем в контакты друг с другом, с целью получить для себя побольше с наименьшими затратми.
Если этого же профессора неожиданно пригласил на обед Билл Гейтс или Джорж Сорос, то скорее всего, профессор решит, что он ничего не должен и, действительно, заполучил free lunch.
Если же профессора пригласит соискатель академической должности в его институте или будущий студент, то он может решить, что, пообедав, оказал пригласившему некую услугу.
Таким образом, свободный обмен предполагает наличие потенциального равенства сторон, возможность, "оплатить той же монетой" или "вернуть долг". Это не возможно между родителями и детьми, между королями и слугами, между рабами и их господами, между больными и здоровыми, между богом и его народом и т.д.