В продолжение разговора об идеальном пейзажике, в виде скульптур Церетелли и об идеальном рынке, на котором свободный художник может быть получить объективную оценку своим арт-усилиям, напомню об идеальном свободном рынке Адама Смита.
В 5000 лет долга Давид Грэбер пишет:
Адам Смит в своей книги «The wealth of Nations» прежде всего пытался создать новую неслыханную тогда науку — «Экономику».
Предполагалось, что она опишет мир человеческих отношений, управляемый законами, подобными законам ньютоновской Физики.
Ньютон, как мы знаем, представлял себе Бога Часовщиком, создателем совершенной космической машинерии. И Адам Смит, и Ньютон — атеистами не были. Наука Экономика (как и ньютоновская физика), была попыткой объяснить законы, заложенные богом при сотворении мира для пользы человечества.
Заботливый создатель не только дал каждому человеку расчетливую тягу к обмену и наживе, но и даровал нам свободный рынок, который мог бы уравновесить и гармонизировать противоречивые интересы эгоистичных индивидуумов. Благодаря Невидимой Руке Рынка, справедливость и гармония всегда будут торжествовать.
В Theory of Moral Sentiments Адам Смит называет Невидимую Руку — Рукой Божественного Провидения.
Как только Экономика была признана научной дисциплиной, теологические диспуты оказались забыты. Все стали изучать поведения «свободных рынков». Задавали вопросы: «смогут ли рынки действительно работать так, как описал Адам Смит», но никто больше не спрашивал, а существуют ли на самом деле свободные рынки?
конспект книги Д.Г здесь.
Картинка из детской книжки, повествующей об истории денег, которую я взяла в местной библиотеке.
Деньги, Бартер и Долги. Во всех учебниках экономики написано, что сначала люди менялись друг с другом предметами (бартер), потом они изобрели всеобщую меру стоимости (деньги) и постепенно развили концепцию долгов.
В современных учебниках по экономике, которые цитирует Грэбер, авторы обычно предлагают представить небольшой город, где люди начали меняться вещами, вместо того, чтобы ходить в магазины и оплачивать товары деньгами. Скажем, у селянина Джона есть лишняя папа ботинок и он меняет ее с селянином Джеком на мешок картошки. Эта ситуация, которая повторяется из учебника в учебник, призвана показать, как беднягам было так тяжело согласовывать цену, что они естественным образом пришли к идее измерять стоимость вещей с помощью золотых монеток или ракушек.
Если предположить, что Адам Смит был прав и сначала появилась концепция денег, а потом уже концепция долга, то новейшие изобретения: деривативы, опционы и прочие сложные финансовые продукты — это жемчужины экономической мысли.
Давид Грэбер утверждает, что на самом деле, все происходило наоборот: сначала появились долги и виртуальные деньги, затем государство ввело в обращение деньги наличные (в том числе золото), а потом уже появился бартер.
При чем последний, в основном распространен в экономиках, где наличные деньги существовали, но по какой то причине исчезли. Например, в РФ после краха СССР или в лагерях военнопленных, когда солдаты пользовались сигаретами, вместо денег.
Забавно, как глубоко проник миф о происхождении денег и как активно он продолжает распространяться. Книжка, картинки из которой здесь опубликованы, предназначена для детей младшего школьного возраста.