В продолжение разговоров с Лосем о национализации.
Сегодня довольно быстро набирают силу два параллельных процесса:
Одновременно появляется все больше изначально общественных проектов. Целые зоны человеческой деятельности переносятся в сферу "сделали сами для того, чтобы любой желающий мог пользовался бесплатно". При чем производители в большинстве случае юридически закрепляют право общественного владения (опенсор, коммонкреатив и другие формы открытых лицензий).
Сначала речь в открытых лицензиях шла только о софте и производстве контента, но теперь речь идет о реальном производстве, о лекарствах, о биотехнологиях, о медицине и о производстве питания.
С другой стороны набирают обороты процессы приватизации основных ресурсов. О воздухе пока речь не идет, но вот, например, вода — активно приватизируется не только в странах третьего мира, но и в первом. Появляются какие-то гнусы, которые "по договоренности с властями" будут поставлять услуги по доставке и очистки…
В бедной Индии или Африке вообще жесть. Там кока-кола и ее производные скупает водохранилища и начинает продавать воду в бутылках, включая и свою гадость: вода+ сахар, на которую маленькие дети подсаживаются как на наркоту.
Можно предположить, что в какой-то момент эти две тенденции дойдут до своего пика и тогда то и будет настоящее противостояние.
В каком-то, не очень отдаленном будущем (скажем, лет через 10) мы сможем все необходимое для жизни произвести себе сами не выходя из дома: и стул, и стол и тарелку с едой.
В этот момент мы с удивлением обнаружим, что вода, воздух, земля, и все пространство, где помещаются наши тела, принадлежат неким Общечеловеческим Институтам, которые за право находиться, дышать, пить и высаживать травку, необходимую для производства сырья для 3д принтера, смогут требовать с нас чего угодно.
Что мне не понятно, так это — что они будут с нас требовать. В индустриальную эпоху корпорациям была нужна дешевая рабочая сила для обслуживания пока еще не совершенных машин.
Понятно, что дешевая рабочая сила все еще нужна. Китай трудится в качестве единого международного рабочего. Но, понятно и что, очень скоро будет не нужна. Производительность труда растет, а это означает только одно — рабочих нужно с каждым годом все меньше и меньше.
Уже сегодня бывших крестьян и бывших рабочих выселяют в города-сламы. Это не временная мера, это на всегда.