Феминисткое искусство

Цитата из статьи Ирины Соломатиной:
О подавлении индивидуального, о социальном давлении рассказывается и в представленном на экспозиции комиксе «Развод!» художницы Ники Дубровской из Берлина. Этот комикс, размещенный на доске в два ряда, представляет собой визуально-языковую систему, где история, эмоции, идеи развиваются с помощью определенных визуальных образов в определенной последовательности, с определенной композицией. Художница делится своей личной историей «ужасного» развода: муж, американец, пытался через суд лишить ее родительских прав и ее собственной квартиры на том основании, что Ника – «выходец из стран третьего мира, маргинальная художница и негодная мать». Художница размышляет о том, что женское желание отдавать, любить и заботиться воспринимается как обязанность, как бесплатная работа, а попытка «уволиться» по собственному желанию вызывает агрессию и желание наказать. Более того, нередко друзья, или иначе, близкое окружение тебя не поддерживает.

amazonki1

На одной из картинок комикса можно прочитать такой текст:

«Я выполняю большую часть домашней работы.

Вся моя жизнь подчинена семье.

Я несчастна.

Нужно посоветоваться с подругой — феминистской Ларисой Бельцер-Лисюткиной. Она профессор гендерных отношений в Берлине!

Она мне поможет!»

На следующей картинке с изображением подруги-феминистки читаем:

«Дорогая Ника!

Тебе не нужно разводится!

Твой муж: как говорится, не пьет и тебя не бьет, а ты не так уж молода.

Не думай, что статус одинокой женщины — это конфетка».

amazonki2

Мы видим, что подруга, профессор-феминистка придает браку большое значение, ведь брак является социально одобряемой нормой, поэтому и нужно (особенно немолодой женщине) сохранять «достойный» статус и соответствовать общепринятой культурной норме. И не важно, что женщина-жена-художница не чувствует себя счастливой, так как вся забота о детях и семье закреплена только за ней, ведь мужчины могут (в отличии от женщин) отказаться от заботы о детях. Такое традиционное разделение работает на поддержание мужской власти, так как именно мужчины контролируют разделение труда по признаку пола. Причем нужно заметить, что те, кто на практике способствует продвижению такой традиционной и социально одобряемой политики, могут не получать никакой личной выгоды от нее. Они лишь по привычке участвуют в коллективном проекте, который поддерживает власть мужчин и подчиненное, зависимое положение женщин.

Художница предлагает на примере собственной истории поразмышлять над проблемой женской уязвимости и о том, как воспроизводится и легитимируется насилие. Для художницы Ники Дубровской, как и для многих участниц, выставка «Феминистский карандаш – II» является площадкой для высказывания, на которой можно осознать себя, сформировать свою позицию, получить поддержку и выйти их зоны «приватного». Ведь выставка задумана не только как «платформа для феминисток с карандашом в руке», но и как просветительский, образовательный проект, где можно обсуждать отношение к женщинам в современном искусстве, феминистский активизм, налаживать связи между художницами в регионах и на постсоветском пространстве, вырабатывать свои/другие стратегии солидарности.