The Departed Мартина Скорсезе — кино масштабное, фольклорное. Есть такие примитивиские картины, где
все персонажи нарисованы одинаковыми пухленькими насекомообразными существами. У них нет характеров, сюжет декоративен, психоделичен и очень часто жесток.
У Мартина Скорсезе в кадре напряженно борются друг с другом единообразные братья-близнецы, с окрававленными острыми зубками и пораненными шкурками. Они очень быстро двигаются, в надежде загрызть соседа прежде, чем он успеет загрызть их.
Сюжет прихотлив и заборист. Злодеи шутят и цитируют. Хорошие не добрее плохих, а плохие настоящие канибалы. По Скорсезе выходит, что американские ирландцы — жуткие люди: отчаявшийся, безысходный, жестокий, бессмысленный. Почти как мать природа. И живописать его нужно так же, как мать природу или постановочные ленты времен второй мировой войны — масштабно. Поступки героев так же неизбежны, как и перепитии древнегреческих героев. Их судьбы сформированы чередой недоразумений и ошибок, они — игрушки в руках слепой судьбы.
Бессмысленная и беспощадная она появляется в последних кадрах, наряженная сотрудником специального управления полиции: в резиновых перчатках и больничных тапочках, и убивает главного героя.
А последний катарсический кадр фильма — крыса на балконе в квартире героя, идеально завершает историю. Главной крысой, которую ищут везде: в банде, в полиции, в тайном отделе, оказывается девушка героя. Таким образом, круг замыкается, не остается ни одного не причастного героя. Все виновны и все наказаны.