Решила все-таки записать впечатления от похода на две лекции Бадью в Берлине.
Во-первых, он — отличный! Ничего бронзового, никакого пустозвонства, чванства — настоящий увлеченный человек, который боится, ошибается, ищет ответов.
Во-вторых, у него нет никаких ответов. Последний вопрос от молодой художницы в институте современного искусства в Берлине был: «Вы говорили о новой сути, которая с необходимостью появится. Не моли бы вы рассказать об этом подробнее». Бадью ей ответил: «Поверьте, если бы я знал о Ней побольше, то не стал бы скрывать. Я сам не знаю».
Он владеет развитым интеллектуальным аппаратом, который однако важен для него не сам по себе, а как инструмент для поиска свободы и познания, если можно позволить себе такое патетичное высказывание.
Впрочем, в выступлении Бадью было очень много пафоса и мне это нравится.
Бадье продолжает отстаивать не популярные позиции универсализма, общечеловеческих ценностей и т.п.
На первой лекции, он говорил о том, что не может быть философии без демократии. На вопрос студента: «но ведь совершенно ясно, что не все могут и хотят быть философами.» Бадью ответил: «Это не важно, мы говорим о том, что потенциально все могут, и о том, что мы должны дать всем возможность философами быть. »
Без демократии нет философии, без философии нет политики. При этом, политика и политическое рождается только в действии, в прямом действии.
Сам Бадью с ранней юности, кроме академической карьеры, активно учавствовал в разного рода политических движениях от маоистких, до антиколониальных и марксистких.
Бадью говорил также об окончательной смерти партийности, как возможности для политического действия.
Партии неизменно превращаются в репрессивные структуры, а партийное государство становится террористическим.
Поэтому, если говорить о политическом, как о возможности поиска Истины и Справедливости, то нужно говорить о текучих по природе общественных движениях, в которых понятия Смысла и Справедливости формируется по ходу действия, а не канонизируется.
Мне показалось, что Бадью описывал как раз то, что происходит сейчас в Америке в рамках инициатив уличного театра и в общественно-политических интернет-проектах. Может быть он об этом и не знает?
Может быть это вечное «разделение труда» между Старым и Новым Светом.
Одни теоретизируют, другие действуют.