Алексей Плуцер-Сарно провел в акцию «Стань русским».
Было куплено несколько ящиков водки, которая была расставлена прямо на столах в зале музея.
Проект этот по своему замечательный. Особенно прошибают красные звезды с черной надписью, выдаваемые «новообращенным русским». Причем дяденька-художник напоминает одновременно и газпромовского начальника и еврейского банкира.
В контексте израильского современного искусства, акция должна была бы выглядеть таким образом:
Арабского вида человек (лучше со знаками милитаристких отличий) выдает желающим стать евреями
посетителям выставки (в основном палестинским арабам) нагрудные желтые звезды с надписью «еврей» и предлагает посидеть некоторое время в комнате с табличкой «газовая камера». После чего они получают официальную музейную справку, что с настоящего момента, они могут считаться евреями на 99% (100% евреев, как и 100% русских не бывает).
Помещение, в котором проходит экспозиция завешано плакатами в стиле «толстый жадный жид», можно еще добавить плакатов в стиле «терпевцы».
А музей находится на оккупированных территориях.
Думаю, что за такое могли бы и побить? Причем обе стороны.
Или нет?
Впрочем, я давно в Израиле не была. Хорошо бы спросить у местных жителей.
Мне кажется, что музейная акция «Стань русским» — яркий пример искусства 90-тых.
Художник понимает себя как:
— организатор «развлечений в музеях». Зрители должны быть возбуждены. Необходимо разговаривать со зрителем наравных.
— Художник — это человек, который тестирует границы допустимого. Он изначально избавлен от социальной или моральной ответственности. Он обязан «раскачивать» и «открывать новые горизонты», а связывать и обустраивать — это задача совершенно других людей.
— Художник — это частный предприниматель. Он вынужден обустраивать свою личную карьеру. Если художник не способен привлекать ресурсы (организовывать выставки, проекты) , то он вылетает из контекста.
Под «контекстом» в данном случае понимается функционирование внутри арт-системы. Художник и система трутся друг о друга, обоюдно укреплясь и раскручиваясь.
Лучше всего для Продвижения подходят провокативные арт-шоу. На них реально получить подсос от конвенциональных медия и профанов. Общественность будет биться-стреляться на тему «можно ли бить русских по лицу» или «правильно ли рубить иконы».
Или, может быть, я ошибаюсь?
Музейные междусобойчики, царапающие общественное мнение, это вовсе не умирающее искусство 90-тых, а начало совершенно нового этапа: граждане, называющие себя художниками будут врываться в музеи, трахаться, бить друг друга по лицу, напиваться и глумиться над властями.
Кто-то на таких повадках капитализируется, кого-то побьют, но музейные залы могут радикально измениться.
А это очень хорошо.