Интервью Елене Файналовой на Радио Свободе.
Кирилл Медведев: Мне кажется, что главное, что способен сделать, например, художник или, так или иначе, творческий человек в этой ситуации — это пытаться выйти за рамки такой всепоглощающей, тотальной логики индивидуального проекта и индивидуальной карьеры, частного дела и индивидуального же бессилия. И поскольку вот эта индивидуальная логика, она, так или иначе, воспроизводится на самых разных слоях общества, то задача в том, чтобы выйти за пределы какого-то своего сообщества, обрести какие-то горизонтальные связи с другими, вступить в какую-то горизонтальную связь, в дискуссию.
Ключевое соображение. Такое простое и очевидное.
Думаю, что по-честному с ним согласятся разве что 1 из 1000 или из 10 000 человек.
Во-первых, неолиберальная капиталистическая доктрина «образовывает» всех на предмет того, что чем больше тащить на себя одеяло, тем больше его становится. Вся история в современных учебниках переписана так, что получается только жажда личного преуспевания удачливых бизнесменов и гениальная смелость настоящих художников является двигателем цивилизации.
Во-вторых, романтические традиции авторства предполагают личную самореализацию. Иначе какой же ты автор, если:
(и дальше, ответ может рознится, но суть не меняется):
— не снискал горячей любви миллионов
— не воздвиг (или находишься в процессе) себе памятник не рукотворный, хотя бы и посмертный
— не плюнул в лицо Власти, не важно, что не эффективно и бесполезно для других, главное, что звонко и красиво
Такое отношение неприятно поразило меня во время встречи с Сашей Бренером и Барбарой Шурц в Берлине.
Они серьезно рассуждали о личной стратегии (пусть и интеллектуального, душевного) выживания, с презрением относились ко всем левым, потому что «левые верят в возможность перемен к лучшему».
Действительно, «если у тебя есть возможности», то выстроить персональную стратегию вполне возможно. Хоть и сложно.
По-настоящему интересен ответ на вопрос о том, как действовать коллективно.