Если бы вы стали опрашивать граждан на предмет определения национальной идентичности, как бы составили опросник?
Российская идентичность формируется как ответы на экзистенциальные, «проклятые» и «наднациональные» вопросы: о роли человека и государства, провинции и метрополии, о том, где кончаются границы личного и начинается пространство общественных интересов и какой между ними должен быть баланс.
Не забудем: русским стать нельзя, это национальность и кровь.
Вопросы к потенциальному жителю Иерусалима, принципиально иные:
очень специфические и национальные, с целью отсеять «не евреев». Изначально, каждый может принять еврейство, но на этом свобода выбора и заканчивается. Даже через несколько поколений, имея смешанную кровь и почти никакого сходства, избавится от еврейства практически не возможно. Житинский уже сколько раз пытался отбиться, но ничего у него не выходит…
Евреи занимаются очень конкретным делом: комментируют тексты Торы и ожидают Машиаха, ни на какое распространение своих ценностей в качестве общечеловеческих не претендуют. Изначально себя позиционирует как «мы» и «они». Миссионерство запрещено.
Забавно, что при этом русский проект является, при всей своей мощи, глубоко маргинальным, а еврейский как раз таки общечеловеческим.