Н.Д.:
Олег, расскажи, пожалуйста с самого начала, как ты начал снимать кино. Как и почему тебя заинтересовала эта медия?
О.М.:
Я фанат кино с детства. С моим одноклассниками начали снимать на 8-мм еще лет в 11…
Бредили Тарковским.
Снимали ручьи, водоросли, всякую хрень под водой… Словом подражали… Мечтали, конечно, о сюжетном полном метре…
Читали книжки по теме.
Самостоятельно учились писать сценарии по образцам из кино-журналов. Но кроме почеркушек никогда не сняли вдвоем ничего большего.
Приятель мой отдалился и от меня, и от кино,а я продолжал смотреть и снимать, но уже на видеокамеру.
Н.Д. Твоя артистическая молодость пришлась на довольно жесткое для искусства время – 90-тые. На сколько я знаю, Москва была мало приветливым местом не только для формирования режиссеров независимого кино, но и для любого независимого искусства.
Как это повлияло на твои кино-пристрастия? Мечты о масштабном сюжетном кино в духе Тарковского, конечно, пришлось оставить?
Жалеешь ли ты об этом?
Я думаю МСК 90-х нельзя просто обозначить,как неприветливое место…Имелось всего понемногу и харда и драйва и романтики и голодухи,но драйв преобладал над всеми неудобствами…Снимать хотелось пуще прежнего…Со временем сформировалась команда…Я мучительно искал свой стиль.Наверное можно сказать,что в отрезок времени от 90-го до 95-го я сам себя назначил студентом…Ежидневно я снимал все ,что может снять студент с безудержной фантазией…Жидкости в аквариуме,перекладную и пластилиновую анимацию,помехи на телевизоре через всякие стекляшки,много работал с зеркалами,инфразвуком,EVP,словом старался аналогово получить что-то особенное…Варил кисель в тазу узнав,что именно так снимали океан Соляриса…Параллельно разумеется посещал лекции во ВГИКе…Смотрел классику типа Херцога,Ланга,Шлезингера…В 92-м обзавелся графической станцией для 3д моделирования.Стал мастерить первое в своей жизни 3д…Мои друзья Осмоловский,Бренер,Пименов считали,что 3д просто дизайнерская потеря времени,да и вообще трепетали перед „настоящим“ большим кино „которое не сделать на коленке,ведь оно денег стоит…“ Я отвечал,что есть нонпрофитное,независимое кино…Приводил в пример свежайшую „Ведьму из Блер“,как величайший продукт современности,кино Ворхола.Однако мои друзья не разделяли моих восторгов.Единственно мои идеи поддерживал Император ВАВА и несколько тусовщиков…Его-то я и снимал тогда,как актера.Фильм „11 писем внутрь“ с его участием стал для меня пиком конструирования аналог-авангарда.Два часа странного текста о поисках коммуникации с человеческим телом,как с колонией параллельного чужого разума.Два часа безумного визуала из помех,жидкостей и танцев с настоящими трупами в морге под советские песни…Вальсировал разумеется ВАВА ничуть не смущаясь наличием запредельной вони…Фильм показали в ТВ-галерее…Публика восновном шедевр не оценила…Слишком длинно,слишком непонятно…Восторгался только один чесловек профессионально работавший в 3д индустрии.Он решил,что фильм сделан на силикон-график.Но когда я сказал,что все аналог просто визжал от восторга. Единственную копию я подарил галеристке…Думаю она благополучно избавилась от ценного груза в ближайшем мусорном баке…и никогда о том не пожалела…)
Потом с годами я понял,что пионерский продукт без пиара обречен…Но тогда я верил,что надо просто сделать что-то еще круче…Я наивно полагал,что провал обусловлен не достаточной радикальностью!)))
- Сколько фильмов ты уже снял, расскажи про свою кино карьеру:
Первый свой фильм “черви бенитона “черви 1989 году на 35 мм
фильм ультралевацкий и суть его заключалось в том, что юнитанон колорс оф бенитон произвели одежу, которая заражена личинками червей… после того, как покупатели надевают на себя новокупленную одежку, личинки проникают в мозг. Личинки заставляют покупателей осуществлять свою главную задачу — покупать, покупать и покупать продукцию брэнда. Однако, случилось неожиданное – покупатели сошли с ума.
Этот фильм стал пародией на постаппокалипсис
- Это фильм снимался в России?
Да тогда только что пришел брэнд Бенентон в Россию.
- Как же ты его финансировал?
Я нашел богатых инвесторов в России, которые надеялись, что они озолотятся.
Эти люди не получили ничего. С моей стороны, это была авантюра и разводка.
- Где его можно посмотреть?
Это потерянный фильм. Я продал эту кассету, как чистую. Я ходил голодный, холодный по Москве и предложил поменять на еду и сигареты. Киоксер долго ошалело рассматривал БТКМ и , спросил “Это порно?!” , не понял зачем это нужно и увидев, что вещь фирменная, решил купить. 20 000 долларов был бюджет этого фильма. Я даже пошел в офис бенетона , чтобы показать мой фильм сотрудникам. У них был новый двухэтажный офис, который никогда не закрывался, но там была только одна сотрудница, которую я никогда не мог поймать. Они его построили, можно было пойти и сидеть и даже спать, но там никогда никого не было. На пятые сутки я дождался тетеньки, но она плохо понимала по-русски. Я объяснял ей, что у них такой чудный брэнд, основанный на шоке, может быть вас заинтересует мой фильм. Короче, она ничего не поняла, она меня нагрузила прессрелизами, каталогов. Она наверное, решила, что я поклонник их брэнда.
- Следующий фильм?
- “ Не ищите эту передачу в программе”
Прошло пять лет (1995 год), пока я снял следующий фильм. Было уже гораздо скромнее. Я снимал на цифровую камеру, которую сам купил. Я решил снимать фильм без денег. Актером моим был Пименов. Мы придумали странный способ взаимодействие с окружающей действительностью. Мы ходили по Москве и … Пименов подошел к пьяному старику и стал ему выдавать клише: “Если бы Гитлер победил, мы с вами сейчас пили с баварским пиво”
Старик кричал, а Пименов выдавал наши заготовки … Мы называли это “психогеографической импровизацией”. Мы ехали в метро мы встречали под новый год снегурочку и деда мороза и я понимал, что это объект нашей интервенции. Я, конечно ,искал картинку.
И тогда ее можно было исследователь
- Пименов
3 фильма я снял с Пименовым. Он очень изменился. И был совсем другим, чем стал сейчас. Мы исследовали с ним вместе городскую среду. Мы ничего не заготавливали. Пименов заходил вместе со мной с галлерею, он раздевался – и играл на рояле (он играть не умел, поэтому просто пел дурным голосом). Выходят какие то люди, в абсолютном шоке и видят человека, который среди сладких картиночек играет на рояле. И стою я с камерой. И я стою с камерой, то есть не сумасшедший с камерой забежал, а вроде как люди что то делают. Сейчас бы точно свинтили, а тогда люди еще не научились что с этим делать.
- Ого! Как же люди реагировали?
Пименов заканчивал петь и начинает вальсировать с галлеристкой. И никто не возмущался… Я всегда потом говорил: Мы просто снимаем кино. “ и никаких вопросов. Всем спасибо, досвиданье. Оделись и ушли.
- А есть ли где-нибудь копии фильм?
Нет ничего не осталось, Все исчезло.
- Кто такие мы?
Мы, потому что это я и Боряна, и актеры, мы объеденены одним манифестом.
- Какие тренды для тебя важны сегодня?
Это работа, которую мы проводили