1. Главная проблема российской государственности недоверие к институтам власти
Сайт Медведеву.ру сообщает: президент России на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека назвал главное условие, без которого России не преодолеть кризис – необходимо справиться с хроническим недоверием к институтам власти.
Действительно, в России почти невозможно встретить человека, который бы верил в скорые изменения к лучшему. «Все воруют, все сделано через одно место, народ не тот» – причины могут называться разные, но результат один и тот же: полный паралич общественной активности. Сделать ничего невозможно, поэтому и пробовать не стоит.
Американцы относятся к своему государству совсем иначе. Недостатки государственного устройства они воспринимают как поломки конкретных частей механизма. Американцы могут злиться и негодовать по поводу предполагаемых виновников поломки, но сразу же начинают разбираться: в чем проблема? где сломалось? и главное, как починить?
Медведев считает, что недоверие к государству связано в России с тяжелым историческим прошлым. Но как это понимать: сначала было много доверия, но постепенно оно изошло на нет? Или его уже так давно нет, что теперь рождаются такие специальные люди – «россияне»: без доверия к государству, парализованные цинизмом и безответственностью?
2. Доверие – как фундаментальная человеческая ценность
Понятием «доверия» (или его отсутствия) описываются не только отношения с государством. Это фундаментальное представление, которое пронизывает всю нашу жизнь. Мы вынуждены постоянно «принимать на веру» множество вещей, иначе наше повседневное существование станет невозможным.
Мы пользуемся техникой, устройство которой не понимаем, но верим в ее безопасность. Мы выходим на улицу, в расчёте, что прохожие не набросятся на нас и не отберут кошелёк, сумку и одежду. Мы предполагаем, что учителя могут быть усталыми и хмурыми, но не станут избивать наших детей. В конце концов, мы пьем воду из крана в надежде, что какой-то маньяк не подсыпал в городской водопровод опасной заразы.
А теперь представьте на минутку, что все эти и многие другие само собой разумеющиеся вещи, вызывали бы у нас недоверие? Все наши действия были бы парализованы. Мы не смогли бы не выйти на улицу, не дойти до работы, ни отдать детей в школу.
3. Различия
Подозрительность к общепринятым нормам, чаще всего является следствием психических нарушений. Больные шизофренией известны своими сложными, внутренне не противоречивыми построениями, с помощью которых они убеждают себя в удивительных, на взгляд обычного человека, вещах: дело доходит до разнообразных фобии, в том числе на тему отравленной водопроводной воды, и до неустанной «работа» по раскрытию вселенской конспирологической сети.
Здоровые люди в разных странах очень разнообразны в выборе того, чему, как и при каких обстоятельствах стоит доверять. Например, в большинстве стран пешеходы, доверяя знаку «пешеходный переход», рассчитывают на возможность безопасно перейти дорогу. Но, когда мы жили в Риме, то с удивление обнаружили, что почти никто не воспринимает знаки уличного движения всерьез. Переход улицы с ребенком превращался в истеричный танец. Приходилось размахивать руками, подавая водителям опознавательные знаки: «Мы тут, мы идем!». Утешало только то, что все остальные окружающие нас люди вели себя примерно так же.
То, что является здравым смыслом, принятыми нормами поведения в одной системе, может работать совершенно противоположным образом в другой.
4. Мы не можем отменить законы гравитации, но мы можем перестать доверять властям
Среди правил и представлений, которые формируют нашу жизнь, есть независимые от нас, а есть те, которые существуют только до того момента, пока мы в них верим. Скажем, нам не нужно проверять существования гравитации и выпрыгивать с 10 этажа. И так понятно, что разобьёмся. Незнание законов гравитации не спасёт нас от неминуемой смерти в случае, если мы решим проверить их на практике.
Зато общественные и социальные отношения полностью являются продуктом наших с вами представлений: как только изменяются представления, меняются и отношения. Скажем, если большинство жителей страны перестанет верить в существование правительства, то оно действительно перестанет существовать. В ситуации, когда значительная часть населения перестанет верить в существующие правила игры, эти правила испарятся. Не поможет даже грубая сила.
Милиция и армия обладают достаточными ресурсами, чтобы подавлять локальные бунты, но они не способны справиться со всем обществом сразу. Кроме того, силовые структуры и верхние звенья иерархии и сами являются частью общества и, так или иначе, разделяют базовые представления о реальности с остальными согражданами.
5. Общественные отношения – как отражение доверия
Связь между уровнем общественного доверия к государственным институтам и тип общественных отношений, которые способны сформировать общество, хорошо изучена. В странах с коррумпированными правительствами, диктаторскими режимами население обычно не доверяет государственным институтам. Однако в целом доверия в обществе меньше не становится. Доверие – это фундаментальное понятие, без которого мы не способны жить в коллективе. Поэтому в случае недоверия к правительству граждане «перекладывают» свое доверие на неформальные структуры, неофициальные сети: дружеские связи, семейные узы, мафиозные кланы и прочие.
Как это происходит? Если вы не уверены, что государство выплатит вам пенсию по старости, то будет полным безумием платить налоги и ожидать их возвращения в виде пенсионных дивидендов через много лет. Гораздо правильнее в такой ситуации инвестировать в детей, родственников, ближайших друзей.
Если вы не верите в независимость судебной системы, в её способность принимать справедливые решения, то в случае возникновения конфликтов вы будете стремиться к их неформальному разрешению. В зависимости от того, к какой группе вы сами принадлежите, ваши действия могут варьироваться от подкупа властей до прямого насилия.
Точно также граждане будут стремиться решить все свои проблемы. Например, вместо организации общенациональных протестов против сворачивания системы общего бесплатного здравоохранение граждане стремятся приобретать частные медицинские страховки или пытаются коллективно собрать деньги на помощь отдельным детям и т.д.
6. Доверие к государству и образ жизни
Вряд ли мы хотим жить в обществе, основной движущей силой которого являются неформальные сети доверия. Довольно очевидно, что даже если каждый россиянин обзаведётся рындой, потушить масштабные пожары быстрее не получится.
А попытки «пожить без государства», как мы уже проверили в 90-е, заканчивается бандитами на улице. Оказалось, что мы все друг с другом связаны. Знаете, какой самый дорогой город в мире? Столица Нигерии. Почему? Потому что безопасно проживать в городе, где основная масса населения лишена элементарных условий, где орудуют банды, где голод и нищета, стоит огромных денег.
Ведущий программы РБК-ТВ Игорь Виттел, комментируя обнародованные блогером Навальным документы, указывающие на миллиардные растраты государственной компании «Транснефть», заподозрил неладное: «Ну, не будем идиотами… У него был мотив. То же мне, герой!»
На встречный вопрос находившегося в студии политтехнолога Станислава Белковского: «А если бы вам попали в руки подобные документы, вы бы их опубликовали?» Виттель ответил: «Я бы сначала подумал о своей безопасности, потом о своих детях и внуках».
Мне лично хотелось бы сказать ведущему программы РБК-ТВ: «Дорогой Игорь, если Вы действительно думаете о своих детях и внуках, то, пожалуйста, действуйте, как Навальный. Иначе, вашим детям и тем более внукам, придется жить в выжженной пустыне. Причём, не только тем, кто в России, но и всем остальным. Наша планета, на самом деле, очень маленькая!»
Тратить силы и время на то, чтобы выстроить именно общественные сети доверия, которые охватят всех, а не только членов моей семьи, моего профессионального сообщества, моей национальности – это единственный путь к благополучию. И, если понимать государство, как регулировщика принятых всем обществом правил уличного движения, как механизм общественного контроля за безопасностью водопроводной воды и чистоты воздуха, то без такого доверия – прожить невозможно. Его то и нужно восстанавливать.
впервые опубликовано на sensusnovus.ru