В день 100-летия Лени Рифеншталь не намерена отказываться от своего грандиозного прошлого.
Посмотрели первую часть фильма Рэя Мюллера «Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» .
Теперь хорошо бы найти 2 и 3 части.
Очень интересно.
В России, где господствуют правые настроения, Лени Рифеншталь считается несправедливо репрессированным
гением.
И действительно: Эйзенштейн же снимал про Сталина, да и другие не отставали.
И вообще:
— Искусство вечно, а диктатура временна
— Правители приходят и уходят, а имя художника остается в веках
— Главное в искусстве не сообщение, не куцая идеология (какая разница о чем говорится, если
«сообщение» все равно меняется в зависимости от правителя, главное в искусстве — это изобразительные
средства. В кино — это монтаж, композиция, звук, цвет и Красота.
А тут нет равных 100-летней Лени, за свою долгую жизнь эстетизировавшей
глубоко различные по своей природе вещи: усатый эфрейтор,
нубийцы с длинными членами, разноцветные рыбки, народные сказочки.
Главным объектом съемок все равно была она сама — прекрасна и ужасная Лени Р.,
гениальный режиссер, монтажер, танцовщица, покорительница горных вершин и морских глубин.
Идеальное представление об Авторе, между прочим.
Авторе, которому все дозволено: толкового и внятно выполнять идеологические заказы убийц,
кокетливо умалчивать о своих идеологических убеждениях,
получать ренту от своих божественных откровений.
Кто такой этот «Автор»? Почему ему можно больше, чем остальным?
Риффеншталь справедливо указывает на то, что в середине 20 век во многих странах мира по улицам
маршировали многотысячные парады, прославлявшие местных вождей (Сталина, Мао и других
ефрейторов).
Что знаменитые и почитаемые режиссеры (прежде всего Эйзенштейн) обслуживали тоталитарные режимы
с неменьшим чем она энтузиазмом.
Оказавшись в странах-победительницах, счастливчики не подверглись гонениям, как она.
Известно, что с предложением сделать фильм о нем к Рифеншталь обращался Сталин,
что он писал ей поздравительные открытки.
Мне лично отвратительна Рифеншталь. Я боюсь собственных пристрастий к «прекрасному».
Я думаю, что Триумф Воли — ужасен, ее фотографии нубийцев и морских рыбок — пестрый дизайн,
а скандалы вокруг ее имени связаны с желанием людей оправдать собственное право не вмешиваться
в ужасные ситуации, иметь законное право находится в зоне «голубого света», пока соседей забирают
в концлагеря или выселяют с нефтеносных земель.
На самом деле, Голубой Свет — пошлая выдумка, «революционный монтаж» и «любование человеческим
телом» мы каждые 12 минут наблюдаем в 3 минутной рекламе, а когда
показывают марширующую с лопатами через плечо семисоттысячную толпу («Триумф воли«) , нормальный человек
немедленно должен разрыдаться.